Главная

Биография

Фотографии

Отзывы

Исследовательские работы

Произведения

У портрета

Дети и Михасенко

О сайте

“ПРАВДА ЖИЗНИ - ПРАВДА ВЫМЫСЛА”

(АВТОБИОГРАФИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА Г.П.МИХАСЕНКО)

Детство! Как много оно значит в жизни каждого человека .Каким бы оно не Было -радостным или грустным, детство навсегда остается в памяти каждого из нас .Мы вырастаем, но вечно помним счастливые минуты детства ,детские радости и огорчения, а позже нам покажется, то и огорчений-то в детстве не было. Чем мы старше, тем нам труднее вспомнить подробности этой беззаботной поры -многое забывается покрывается пеленой времени, уходит от нас все дальше и дальше. Но есть люди, которые яркостью и щедростью своего таланта не дают нам забыть тот волшебный свет детства, не дают нам уйти из детства. Я знала одного такого человека-это детский писатель Геннадий Павлович Михасенко .О его жизни и творчестве написано довольно много, поэтому вряд ли есть смысл еще раз просто говорить о жизни писателя - чистого детского писателя, как он сам себя называл.На одной из встреч с юными авторами объединения “Маленький принц” (январь 1994 года) Геннадий Павлович сказал: “Бывают грязные детские писатели -они пишут не только для детей, но и для взрослых, а я чистый детский писатель, так как пишу только для детей”.

Я очень люблю книги Михасенко, прочитала все его произведения и однажды, читая статью О. Гантваргер “Вечный свет детства”, обнаружила такую фразу:”...автор присутствует в каждом своем произведении, ловко замаскировавшись под какого-то героя”.

Меня это очень заинтересовало и я решила провести литературное исследование и проверить достоверность этой фразы. Для этого необходимо проследить линию “превращений” автора по всем произведениям, чтобы убедиться в автобиографичности всех произведений Михасенко. В пользу автобиографичности прозы Михасенко говорит еще и такой факт: в Московский дом книги пришел отзыв на книгу Михасенко, в котором было написано: ”Я одного не мог понять, как это автора книги звать Миша, а на обложке книги стоит Г. Михасенко ?”

Да и сам Геннадий Павлович всем своим творчеством подчеркивал глубокую его автобиографичность Давайте перечитаем посвящения, предпосланные почти всем его произведениям. Ни у одного автора я до сих пор не встречала такого: ВСЕ произведения посвящаются реальным людям: друзьям, детям, близким людям. Попытаемся убедиться в этом сами:

“В союзе с Аристотелем”- “Брату Жене. Это он дал мне обильный материал для книги”.

“Кандаурские мальчишки” - ”Друзьям моего раннего детства братьям Фоминым посвящается”.

“Неугомонные бездельники” - ”Нине Куликовой и Боре Чепрыгину - друзьям моего долгого отрочества”.

“Тирлямы в подземном королевстве” - ”Сыновьям Олегу и Саше -моим милым тирлямам”.

“Земленыр, или каскад приключений - ”Сыну Антону! Он все вздыхал: "Ага, Сане с Олегом так сочинил “Тирлямов”, а мне?" Вот и тебе сказка, сынок! Но уже подрастает первая внучка Машенька, которая вскоре потребует сказки и для себя. Новое детство ждет новых сказок. Значит, они будут.”

А в книге “Азбука Братска” - сплошные посвящения: Виктору Cкладчикову, Алексею Гоголицыну, Алексею Дорошенко, Борису Сальникову, Геннадию Станибуле, Валерию Лошкареву, Николаю Мосейчуку, Фреду Юсфину, Иосифу Моркину, Владимиру Люшнину Кого-то из этих людей мы знаем лично, чьи-то имена для нас история, но все они из жизни писателя - братчанина Геннадия Павловича Михасенко.

Я мысленно подхожу к рабочему столу писателя: множество папок, исписанных листочков, а на них увлекательные названия. Давайте перелистаем эти листочки, заглянем в удивительные книги и выясним насколько они соответствуют реальной БИОГРАФИИ писателя.

Будущий автор любимых детских книг родился 16 февраля 1936 года в городе Славгороде Алтайского края в семье военнослужащего, Началась война. Отец как и тысячи других отцов ушел воевать, а мать с маленьким сынишкой перебралась в деревню Кандаурово Новосибирской области. Именно здесь прошло военное детство Геннадия, деревня Кандаурово стала местом его детских игр, местом, которое повлияло на характер мальчишки. Именно там Гена ждал своего отца - все это в повести “Кандаурские мальчишки”. Эти мальчишки шалили и работали с мыслью, что где-то там, далеко-далеко бьют фашистов их отцы. И Мишка (в образе которого легко узнаются черты маленького Геннадия Михасенко) ждет своего отца вместе со всеми. Его тоска безгранична “Папа! От него все еще никаких вестей! Ну уж лучше совсем никаких, чем одна - плохая, ужасная...” Всего несколько слов, а как ярко видна безграничная любовь сына к отцу. Мишка в “Кандаурских мальчишках” обращается всего лишь к портрету отца, а нам кажется, что мы видим живого человека. Наверное, так же Генка разговаривал с портретом своего отца, которого они с матерью терпеливо ждали всю войну.” Надо мной висел портрет папы. Свет лампы поверх книги, заслонявшей меня падал на него: на лицо, на волосы, на шрам, на глаза. Эти глаза смотрели на меня так приветливо и живо, что я бы не удивился, если бы у отцашевельнулись губы и шепнули мне: ”Сынок..."

В этих строках заключено все: любовь, преданность, вера. Ничего больше не надо говорить. Отец оживает не только в представлении Мишки, под которого ловко “замаскировался” писатель, но и в представлении читателя. Разве можно остаться равнодушным к этим словам, рвущимся из глубины души :” Папа,папа! Вот и дядю Мишу убили! А как же ты? Ведь могут и тебя…Я видел его волосы, шрам, я пытался заглянуть ему в глаза глубже, за глянец бумаги. Но кроме упрямого блеска, ничего не видел. »1 Отец Мишки жив, письмо от него, он жив! Непоседа Мишка дождется своего любимого отца, как дождался его автор “Кандаурских мальчишек”.

С каждой новой книгой писателя его герои взрослеют, решают все более серьезные проблемы.

Вот Володя Кудыкин из “Неугомонных бездельников”. Разве не в него “спрятался” автор? Володя - быстрый и стремительный, он жаждет приключений, увлекательных игр. С одной стороны он ничем не отличается от других детей. Но он сочиняет стихи (кстати, многие герои Михасенко пробуют рифмовать). Индивидуальная тонкая душа ребенка скрывается в нем. Иногда острая потребность выразить переполняющие его чувства, выливается в строки:

“Разлилась река
Во все стороны,
Зырят свысока
Злые вороны.”

Вспомним, кстати, что первой книгой Михасенко, вернее, первой, увидевшей свет, был сборник стихов “Фантазеры”, и не просто стихов, а веселых поучительных нехитрых историй из мальчишеской жизни. Потребность высказать свои чувства через стихи сохранилась у Михасенко на всю жизнь, недаром, уде будучи признанным писателем, членом союза писателей России, он выпускает в 1992 году сборник стихов “Азбука Братска”. Но вернемся к юному стихотворцу Вовке из “Неугомонных бездельников”. Да, конечно, это он - наш любимый чистый детский писатель. Кто еще может сочинить такое?

“Пострадал от булок Блин,
Потому что был один.
Ну, а булок было две -
Хвать блина по голове.”

Автор справедливо считает, что “мальчишки и девчонки - не заготовки для будущих людей, а уже люди”, и что спрашивать с них надо в полной мере, как с настоящих людей, что и делает в своих произведениях.

В 1954 году Михасенко поступает в инженерно-строительный институт, который заканчивает в 1959 году и получает диплом инженера-гидростроителя. Получив диплом, Геннадий Михасенко отправляется на работу в город-легенду Братск, с которым свяжет его судьба на долгие годы.

А что же студенческие годы? Неужели нет произведения о студенческих годах писателя? Оказывается, есть. Вот он - студент строительного института Аркадий - один из героев повести “В союзе с Аристотелем”. Аркадий сам еще не распрощался с детством и часто беседует с младшим братишкой, который сейчас в самом прекрасном возрасте, когда хочется найти то, что никто не находил, открыть то, что никто не открывал. Удивительные приключения, которых так жаждет младший брат, наконец, сбываются, и Аркадий, будучи взрослым принимает в них самое активное участие. Аркадий действительно еще не вышел из того возраста, когда все готовы к великим подвигам и походам. Именно таким был Г П. Михасенко. Казалось, что он в любую минуту готов куда-то бежать, плыть, скакать, ползти, да еще нас с собою прихватить. Мне запомнилась его фраза: “Это хорошая должность - быть мальчишкой!” он не только считал так, а всю жизнь им оставался - седым неунывающим мальчишкой.

Почти всю свою сознательную жизнь Михасенко прожил в г. Братске, и “Пятая четверть, или гость Падунского Геракла” рассказывает о молодом городе, его людях, природе. На этот раз автор растворился в личности Леонида - инженера Братской ГЭС. Это не случайно - ведь сам Михасенко долгие годы считал профессию инженера главной для себя. Леонид полностью похож на самого автора - он давно живет в Братске и уже полюбил его. Леонида не смущают неудобства, в которых он живет. Его младший брат Антон сначала удивляется пустоте дома, непривычной для него, но позже привыкает к этому. И все из “Пятой четверти”, а значит и из команды Михасенко, довольны своей жизнью. Значит, и правда, есть в Братске что-то особенное, чем-то он притягивал к себе таких романтиков, как Леонид, как сам писатель. Еще одну общую черту я нахожу у Леонида и автора повести - оба любят шутить. Леонид с очень серьезным видом убеждает брата, что кошка, которую целует Света, вовсе и не кошка, а заколдованная тетенька и предлагает превратить ее тут же обратно в тетеньку. А Геннадий Павлович однажды огорошил всех сообщением, что бросает писать и уходит на сельхозработы. И тут же выполнил свое обещание - занялся грядками на даче, стал выращивать урожаи, причем отменные.

Но с дачи, как выяснилось, он вез не только овощи-фрукты, но и массу литературных замыслов. Именно в дачном домике на курьих ножках родилась экологическая сказка “Как бобы пошли по грибы”. На даче обдумывалась и сказка “Заговор пней”, в которой пни, возмущенные несправедливостью человека, отправились искать стволы своих деревьев. А что из этого получилось, мы так и не знаем, так как сказка не была издана.

Став взрослым, Геннадий Павлович не только не забыл свое детство, романтику и увлекательность ребячьих игр, но и не захотел, чтобы подрастающие мальчишки жили без этой романтики - он стал комиссаром военно-спортивного лагеря “Варяг”, созданного на Братском море. Разве мог он в своих произведениях не рассказать об этой интересной ребячьей республике? Конечно, не мог. И в нескольких произведениях рассказывается о полной приключений жизни “варяговцев”. В первую очередь это, конечно, “Я дружу с Бабой Ягой”. И пусть здесь нет героя зримо похожего на Михасенко, но вся она (повесть) пронизана задором спартанской жизни лагеря, той жизни, которой жил и писатель.

А, может быть, я зря ищу писателя среди взрослых? Ведь он всю свою жизнь душой оставался пацаном - веселым задорным пацаном. Может быть, это Димка, бормочущий стихи?

“А у нас под носом ГЭС-
Это раз.
Через нас проходит БАМ-
Это двас!”

События рассказа “Гладиатор дед Сергей” происходят в спортивном морском лагере “Парус”. Дед Сергей, к которому приезжает внук, дает ему урок - он торопится скорее стать прошлым, чтобы злые силы сегодня не извели жизнь на земле, чтобы думали о бессмертии нашей планеты. Дед говорит о том, что все своими поступками, делами большими или малыми служат или бессмертию жизни, или разрушению ее. Витька вдруг видит свою жизнь с другой стороны, задумывается о том, о чем никогда раньше и не думал даже. Ночной разговор с дедом помогает Витьке понять личную ответственность каждого человека за мир на земле, за бессмертие жизни. на земле, за нарочно, а кто невзначай, кто кулаком, кто бомбой. Убывает жизнь, на глазах бессмертие жизни. Но разве это разговор деда с внуком? нет, это разговор Геннадия Павловича с нами - своими читателями .”Изводим мы ее, жизнь - матушку, - говорит он. – кто нарочно, а кто невзначай, кто кулаком, кто бомбой. Убывает жизнь, на глазах убывает».

Желание заставить нас думать не только о себе, не только о своих бедах и проблемах, но и о мире вокруг нас у автора велико, столь велико, что ему удается и нас заставить думать по-другому.

"Я сказке верю! Сам я - сказка!
Я в замысел так ухожу,
Что вдруг задумавшись с опаской
На мир всамделишный гляжу
С какой же правда стороны?
И постигаю вновь и снова,
Что обе правды нам нужны!”

Новая сказочная повесть Михасенко “Земленыр, или каскад приключений” подарила нам удивительный образ старичка Земленыра, который умеет нырять в землю, будто в воду, - образ, как бы сотканный из мудрости, доброты, находчивости - так сказал о Земленыре известный детский писатель Анатолий Алексин в предисловии к новой сказке. Мудрость, доброта, находчивостьэти качества в полной мере были присущи самому Михасенко. Но в уста своего героя писатель вложил слова, подчеркивающие их общность. Земленыр говорит:

“Это я внешне дедушка, а в душе мальчишка!” И философия Земленыра схожа с авторской. Именно так рассуждал Геннадий Павлович, об этом говорил нам на встрече. Эти слова вложил в уста мудрого старичка: ”Ты живая - и в этом твоя высшая ценность!” или “Всеобщая жизнь на земле состоит из отдельных жизней: из моей, твоей, рысенковой! И если мы не будем беречь каждую отдельную жизнь, мы не сбережем и всеобщую!” Однажды Геннадий Павлович на вопрос об отношении к жизни вне Родины, ответил совсем как герой его Земленыр: “Жизнь вне Родины - горькая штука, прямо болезнь, причем неизлечимая. Никакие пилюли и порошки не помогают. Только сама Родина может исцелить”.

Так говорил Земленыр, а Михасенко добавлял: “Я бы не смог без Родины...”

По страницам еще одной книги мне бы хотелось “пройтись” - это “Азбука Братска “ или откровения старожила, таков авторский подзаголовок. На страницах этой книги оживают друзья Михасенко, его коллеги, его город, даже сам он - Михасенко, не в образе кого-то из своих героев, а в своем собственном:

“Средь Братских россыпей
ГЭС, БрАЗ, плотина, ЛЭП -
Есть книжка под названьем “Милый Эп”,
Которую читают дети всласть,
А сочинил ее писатель наш Михась.
И прямо в яблоко попал.
- Детпис! Детпис ! - звучит публично-
Он отзывается привычно!”

Множество произведений Михасенко так и остались неизданными: это и “Класс дурацких фамилий”, и “Ау, Завьялова!”. И кто знает в каком образе предстал бы перед нами Геннадий Павлович...Может быть, он удивил бы нас так как удивил в рассказе “Чаепитие в Тимуре”, который был опубликован уже после его смерти. Ясно видно невооруженным взглядом, что на этот раз автор вывел себя в образе деда Филиппа. Ведь последние годы своей жизни он работал сторожем в лагере. Нам неизвестно, действительно ли подружился Михасенко с тараканом и крысой (хотя я бы его гостем, как рассказывал нам сам Михасенко не удивилась), но именно в лагере зимой ему здорово писалось и вдохновение было нередким.

“Моя политика - это писать для детей!” - не уставал повторять Геннадий Павлович тем, кто позволил втянуть себя в политические игры последних лет. Кто-то втянулся в эти игры, забыв о читателях, а Михасенко писал. Ведь дети - его читатели - всегда нуждались, нуждаются и будут нуждаться в ясных словах о добре и зле, правде и лжи, трусости и храбрости,, дружбе, любви и предательстве...

Я закрываю глаза - и предо мной встает живой Геннадий Павлович, такой, каким я его знала - добродушный большой волшебник, Мне жаль тех, кто не успел узнать Геннадия Павловича, но стоит вам открыть книги Михасенко - и вы познакомитесь не только с его героями, с их жизнью, но и узнаете самого писателя - он в каждом слове, каждой строчке, Вот он - добрый, с ясными глазами, новыми шутками, неиссякаемой энергией, жаждой новых приключений, событий, задумками новых книг. Вам стоит только открыть книги этого доброго волшебника Братска! Вы прочитаете его книги, он станет Вашим другом и Вы вместе с авторами книги “Венок Михасенко” скажете;

“Даже дети с колыбели знают:
Сказки никогда не умирают.
Вот и я упрямо повторю:
Он не умер. Он ушел в зарю"

Закрыта последняя страничка книги Михасенко. Эти книги - биография не только Г. П. Михасенко, а всего времени - тяжелого и горького военного и послевоенного, времени бурных новостроек, создания новых городов, гидростанций, времени новых отношений и новых людей. И, конечно, эти книги это биография замечательного писателя - члена союза писателей России, к сожалению, так рано ушедшего от нас - Геннадия Павловича Михасенко.

Только время расставляет все на свои места. Это факт, к сожалению. Ушел из жизни писатель, но интерес к его творчеству не ослаб, а напротив, в связи с введением школьного курса “Литературное краеведение, резко возрос. Надеюсь, что моя работа станет помощником как учителям литературы, так и библиотекарям. Интересна она будет и поклонникам творчества писателя - земляка. Она поможет понять этого удивительного писателя, полюбить его произведения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Г.П.Михасенко. Кандаурские мальчишки .- Иркутск,1969

2.Г.П.Михасенко.Неугомонные бездельники.-Иркутск,1972.

3.Г.П.Михасенко.Гладиатор дед Сергей. - Иркутск, 1983

4.Г.П.Михасенко. Я дружу с бабой Ягой. - Иркутск, 1979

5.Г.П.Михасенко. Земленыр или каскад приключений. - Калуга: ”Золотая аллея”,1993

6.Г.П.Михасенко.Пятая четверть. - Иркутск, 1983

7.Г.П.Михасенко. Азбука Братска. - Братск, 1992

8.Поэты - поэту. “Венок Михасенко” - Братск,1997

9.Г.П.Михасенко.Чаепитие в Тимуре\\”Откровение”.1996,7

10.Г.П.михасенко.Как бобы пошли по грибы.\\”Откровение”.1995,11

11.К.Ваганова,В.Монахов.доверяю себя вашей памяти\\”Откровение”.1997,2

   Елена Олина, 13 лет. ЦДиЮТ №1, Литературно-творческое объединение юных авторов "Маленький Принц".

   Руководитель: БАЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА.

г. Братск, 1998 год.

Используются технологии uCoz